Какой образ ассоциируется у вас со словами «хороший руководитель на стройке»? Наверняка это человек, героически реализовавший не один сложный объект — держит в голове всё до последнего дюбеля, помнит наизусть СНиПы и может рассказать прейскуранты всех основных поставщиков материалов, если его разбудить среди ночи. Универсальный солдат, который может своими силами «вытянуть» стройку торгового или небольшого офисного центра.
Почему небольшого? Давайте будем честными: можно ли доверить строительство крупного офисника, многоподъездного жилого дома или огромного торгового центра такому «волку-одиночке»? Поверите ли вы, что он в состоянии всю информацию по таким объектам удерживать в голове? Ни в коем случае не умаляя значения навыков доставать из-под земли пропавших поставщиков, говорить на одном языке с прорабом и быть на короткой ноге с заказчиком, надо признать, что на серьезных объектах встает задача перенести всю информацию из головы нашего супер-строителя на бумагу или, ещё лучше, в информационную систему.
Как это сделать?
Можно ли спланировать строительство? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что «план» — это не только сроки. Есть плановая стоимость объекта, есть, в конце концов, план, описывающий результат строительства. В лучшем случае они есть на руках в виде сметного расчета и проектной/рабочей документации, в худшем — в виде ограничений от заказчиков стройки. О плане мы будем говорить в контексте проектного управления, понимая под проектом строительство объекта в ограниченные бюджет и сроки. Вряд ли будет честным утверждать, что плана на стройке нет совсем, хотя качество «попадания» в него иногда заставляет задуматься о целесообразности планирования.
Во всем мире отклонение от самого точного «рабочего» плана в +20% считается не просто допустимым, но очень достойным результатом. Не стоит думать, что планы составляются с целью точного их выполнения — это было бы самообманом. Невозможно спланировать с точностью до дня годовой проект, спрогнозировать с точностью до копейки цены на все материалы или услуги, невозможно избежать всех рисков — наивно предполагать, что профессионалы, прибегающие к планированию, не знают всего этого. Однако, по исследованию ПрайсВотерхаусКупер (PWC Global Project Management Report 2012), доля проектов, выполненных по плану, составляет около двух третей всех проектов (см. рис. 1).
![Статистика выполнения планов проектов 2012](/images/kpst.jpg)
Рис. 1. Статистика выполнения планов проектов 2012.
При этом, среди причин провала проектов большинство респондентов (30%) назвали некачественное планирование, меньше 10% — недостаток ресурсов, и меньше 5% — неучтенные риски. Очевидно, что план жизненно необходим. Зачем?
Предположим, что вы возводите объект с плановой датой сдачи в октябре, а 15 мая на заливку фундамента не успевают приехать миксеры — будут только через неделю. Хорошо это или плохо? Как это повлияет на срок сдачи? На итоговую смету? Стоит ли срочно искать замену? Тащить поставщика в суд? Чем занять рабочих в эту неделю? Направить на другой объект? Чтобы ответить на все эти вопросы, надо, всего-то, понимать весь график производства работ, знать, как на него влияет заливка фундаментов, и сколько стоит каждый этап производства работ. Да, те самые вещи, которые на некрупных объектах супер-профи может удержать в голове. И остается только надеяться, что у него нет проблем с устным счетом. Было бы здорово, получив прогнозный срок приезда миксеров, сразу увидеть, что произошло со всем графиком строительства, не залезая ни к кому в голову?
Более того, давайте вспомним, как проходит большинство «летучек» по вопросам строительства: что сейчас происходит на объекте, почему, что и кому с этим делать, чего не хватает, придерживаемся ли сметы — выяснение всех этих без сомнения интересных вещей превращается, особенно с участием нескольких субподрядчиков, в паручасовой «футбол» на тему: «я тут как раб на галерах, а вокруг никто не шевелится». Что хочется видеть? Понятные «запланировано столько», «выполнено столько», «отклонение такое», «на срок и смету по проекту влияет так-то», «делать надо то-то» — вернуть совещание в конструктивное русло можно только при наличии плана.
То же исследование показывает, что из компаний, реализующих проекты в срок и в бюджет, более половины осознанно применяют инструменты проектного управления — в том числе планирование.
Как же спланировать строительство? Безусловно, в первую очередь план должен увязывать сроки и объемы работ. Очень часто бывает, что на тот момент, когда план уже нужен, не оформлен даже земельный участок — откуда же взять те самые объемы? Во-первых, надо сразу смириться с мыслью, что до выхода на объект составить план, в который можно попасть ±20%, всё равно не получится — допустимыми можно считать даже +100%. Действительно, неточный план всё равно принесет больше пользы, чем отсутствие плана.
Во-вторых, любая стройка будет включать в себя ПИР, сбор ИРД, СМР, ПНР, ввод в эксплуатацию — уже план из пяти позиций. Но и эти позиции всегда можно детализировать: ПИР на изыскания, проектную документацию, экспертизу, рабочую документацию, сбор ИРД — на оформление ЗУ, получение разрешения на строительство и т.д., СМР — на фундамент, этаж 1, этаж 2, …, этаж N, кровлю и благоустройство. Даже в отсутствие проектной документации инженер всегда может детализировать объект до определенного уровня, а если в команде есть тот самый супер-профи, то качество плана вырастет на порядок.
После определения перечня работ дело остается за малым — определить последовательность их выполнения, а также сроки и стоимость каждой работы. Тут точность планирования напрямую зависит от опыта команды. Конечно, план ещё будет уточняться: в момент подписания договора, в момент выхода ПСД, в момент заключения договоров субподряда, даже просто при выходе на определенный этап, но важно понимать, что вместе со всей исполнительной документацией родится и исполнительный график производства работ, который значительно облегчит планирование следующего аналогичного объекта.
![Предпосылки к внедрению проектного управления](/images/kpst2.jpg)
Рис. 2. Предпосылки к внедрению проектного управления
Естественно, планирование не панацея — оно лишь часть процессов управления проектами. А компания, успешно реализующая проекты, так или иначе строит у себя систему, описывающую, помимо процессов, и объекты управления — договоры на ПИР или СМР или проекты девелопмента, и роли участников проектов.
Тем не менее, первый ощутимый эффект дает уже появления плана — ведь именно он лежит в основе всех процессов управления.
С другой стороны, система состоит из трех компонентов: обученного персонала, ИТ-системы, регламентов и инструкций. Наверно, не будет откровением, что, чтобы по-настоящему повысить свою эффективность, требуется в первую очередь решить проблему персонала — обучить сотрудников управлению проектами или, в крайнем случае, нанять готового планировщика (а лучше — руководителя проектов). Обученный персонал сможет самостоятельно регламентировать деятельность и разработать ТЗ на автоматизацию, а вы — войти в число 80% менеджеров, признавших проектное управление, как бизнес-необходимость, инструмент увеличения прибыли и сокращения издержек.